Скандал в рядах парижского авангарда. Мыслизмы о Дягилеве

С. Дягилева с полной уверенностью можно назвать королем скандалов. Сам импресарио говорил, что это – часть его “игры” со зрителем. Возможно это действительно было так, а возможно импресарио порой не хотел признавать свои поражения. Но факт остаётся фактом, история дягилевской антрепризы – рекордсмен по количеству острых ситуаций и громких обсуждений. Виртуозные “прогулки” Дягилева по лезвию бритвы общественного мнения завораживают. И чем больше в это погружаешься, тем увлекательнее становится.

Про Дягилева говорят, что этот гениальный организатор аккумулировал вокруг себя ярчайших представителей современного ему искусства. Так? Разумеется. Действительно. Неоспоримо. Эту фразу с легкостью можно вписать в любую книгу, начиная от 10-тистраничных брошюр разряда “Все, что вы хотели знать, но боялись спросить” и заканчивая серьезными искусствоведческими изысканиями. И что? Да, собственно, ничего, кроме:

– невероятного чутья на таланты, которые потом станут олицетворением эпохи;

– создания шедевров театрального искусства, до сих пор будоражащих воображение режиссеров, исследователей, балетмейстеров и прочих деятелей мира прекрасного, а также просто любопытствующих эстетов;

– способности  вызывать резонанс буквально каждым своим шагом.

В принципе, можно было бы добавить и еще несколько пунктов, но притормозим пока на резонансе.Посмотрим даже на простое приглашение к сотрудничеству. Так, зная определённую замкнутость французских авангардистов, Дягилев решает несколько “растрясти” этот конгломерат. Вместе с Жаном Кокто он приглашает для совместной работы Пикассо. И, если импресарио хотел резонанса, то он его получил, еще не имея готового спектакля. Парижские авангардисты восприняли согласие Пикассо как измену. Жан Кокто, который должен был договориться с художником о сотрудничестве, вспоминал: «Люди из его окружения не хотели верить, что он поедет со мной. На Монмартре и Монпарнасе царила диктатура. Кубизм переживал свой самый аскетичный период. Предметы на столике кафе да испанская гитара — вот все, чем разрешалось радовать глаз. Писать декорации, да еще для «Русского балета» (эта фанатичная молодежь не знала Стравинского), было преступлением. Никогда …не удавалось спровоцировать больший скандал…, чем тот, что вызвал Пикассо в кафе «Ротонда» согласием на мое предложение. Самое худшее заключалось в том, что мы должны были отправиться к Сергею Дягилеву в Рим, а моральный кодекс кубизма не допускал иных путешествий, кроме как по линии метро Север — Юг, от площади Аббатис до бульвара Распай».

to be continued…

Оставить свой голос

9 очков
За Против

Всего голосов: 9

За: 9

За в процентах: 100.000000%

Против: 0

Против в процентах: 0.000000%

Это сообщение было создано с помощью нашей красивой и легкой формы добавления. Создайте свой пост!

1 комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий